Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по учебным предметам

Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые:

  • комплекс учебных знаний;
  • визуальные способы их представления;
  • визуально-технические средства передачи информации;
  • набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Термин "визуализация" происходит от латинского "visualis" – "воспринимаемый зрительно, наглядный". В широком смысле слова, визуализация - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач:

-      обеспечение интенсификации обучения,

-         активизация учебной и познавательной деятельности,

-         формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий,

-         повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

Дидактически выверенное использование наглядных образов в обучении может превратить наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего средства, в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее формированию информационной культуры учащихся. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

К наиболее распространенным техникам визуализации, используемым в образовательном процессе относятся следующие:

  1. Таймлайн (от англ. "timeline" – букв. "линия времени") – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
  2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
  3. Скрайбинг (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
  4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

 Активному использованию визуализации в образовании способствует развитие компьютерной техники и современных Интернет-сервисов.

 Зрительная система человека способна быстро обрабатывать визуальные сигналы, а передовые информационные технологии превратили компьютер в мощное средство управления цифровой информацией. Визуализация является мостом, связывающим зрительную систему человека и компьютер, помогая идентифицировать образы, строить гипотезы и извлекать идеи из огромных массивов данных, что способствует эффективному проведению исследования, анализу информации и формулированию выводов - этапам, через которые проходят участники проекта. В учебной проектной деятельности средства визуализации могут использоваться на этапе планирования, для выявления первоначального опыта и интересов учащихся, для проведения "мозговых штурмов" на разных этапах проекта, при организации формирующего и итогового оценивания, как средство создания итогового продукта. Визуализация в проекте помогает развивать мышление высокого уровня, решать задачи классификации, сравнения, анализа, синтеза, оценки, рефлексии.

 

Название

Основные продукты

Визуализация в образовательном процессе

Презентация

Визуализация учебной информации

Теоретический аспект

Современные средства визуализации

Теоретический аспект

Средства визуализации на этапе целеполагания

Из опыта работы

Перевёрнутый урок

Презентация

Проектирование урока английского языка с использование средств визуализации

Презентация

Формирование образных  представлений учащихся на уроках истории

Презентация

Развитие мыслительной деятельности на уроках математики

Из опыта работы

Современные средства повышения мотивации на уроках истории

Презентация

Интернет-сервисы для обеспечения визуализации

Презентация

Проект урока использованием активной оценки и перевёрнутого обучения  

Конспект

Проект урока с использованием  со STEAM-подходом

Конспект

Контрольно-оценочная деятельность

Презентация

Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе

Из педагогической практики

Литература для изучения

Список

Визуализация

Теоретический аспект

Тони Бьюзен "Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления"

Теоретический аспект