Бацькам

Советы психолога

30 ОБЕЩАНИЙ (себе и ребёнку)

   Дети растут очень быстро. Ещё вчера были ползунки и памперсы, сегодня – дневники и плейеры, завтра – институты и самостоятельная жизнь. Мы думаем, что начать правильное воспитание никогда не поздно. Ещё сегодня покричим на ребёнка, а с понедельника начнём на практике применять советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник» в таких случаях не приходит никогда. Пока ещё не поздно и малыш полностью перед вами  - маленький, беззащитный человек.    Так давайте попробуем пообещать ему  (и себе), что, начиная…нет, не с Нового года, а прямо сейчас, с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе. А для разнообразия выполним хотя бы половину этих 30 обещаний.

  1. Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.
  2. Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.
  3. Постараемся не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного.
  4. Навсегда запомним, что у каждого ребёнка - своя скорость роста, свои способности и свой, неповторимый рисунок личности.
  5. Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим детёнышем: если у нас свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на половинную его часть.
  6. Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.
  7. В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед вами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.
  8. Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.
  9. Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.
  10. Не будем силком кормить малыша, будем считаться с его личностными вкусовыми пристрастиями.
  11. Научимся чаще хвалить своё дитя. И будем делать это искренне.
  12. Иногда – без повода! – возьмём малыша на руки, крепко обнимем и поцелуем!
  13. На ночь вместо криков «Спать!» в стиле раннего Кашпировского приготовим ребёнку сказку собственного сочинения, где главным героем будет он сам.
  14. На детский день рождения позовём не своих друзей и родственников, а маленьких приятелей малыша, его двоюродных братиков и сестричек.
  15. Начнём делать с малышом утреннюю зарядку.
  16. Будем вместе рисовать красками,  и показывать рисунки папе.
  17. Начнём закалять детёныша.
  18. Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды.
  19. Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими подарками – будем проводить с ним больше времени.
  20. Научимся терпеливо слушать своего малыша.
  21. Заведём специальную тетрадь, в которую станем записывать смешные истории из жизни малыша, а также забавные словечки, маленькие открытия и важные события.
  22.  Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений малыша – научимся говорить «нет»!
  23. Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей!
  24. Иногда позволим подурачится и поиграть с ребёнком на равных.
  25. Перестанем пугать малыша Бабой – Ягой, чужим дядей, бабайкой, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».
  26. Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребёнка.
  27. Постепенно начнём приучать малыша к труду: поощрять любую помощь по дому, пусть даже от неё будет больше убытка, чем пользы.
  28. Заведём семейные традиции: перед сном всей семьёй станем рассматривать альбомы с репродукциями картин великих художников.
  29. Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.
  30. И, наконец перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!
свернуть

Советы дефектолога

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 5 РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

  • Слушайте его;
  • Проводите с ним как можно больше времени;
  • Делитесь с ним своим опытом;
  • Рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах;
  1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под влиянием стресса и вас легко вывести из равновесия:
  • Отложите или отмените совместные дела с ребёнком;
  • Старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
  • Выйдите из комнаты, в которой находится ребёнок;
  1. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
  • Примите тёплую ванну или душ;
  • Сделайте массаж;
  • Выпейте чай;
  • Позвоните друзьям;
  • Потанцуйте под громкую музыку;
  • Расслабьтесь на диване;
  • Спойте что-нибудь;
  • Найдите свой способ.
  1. Старайтесь по возможности предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
  • Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которые вам очень дороги;
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия;
  • Учитесь предчувствовать наступление срыва.
  1. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям:
  • Изучите силы и возможности своего ребёнка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли концентрировать внимание);
  • Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив необходимость данного визита.

Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации помогут Вам.

свернуть

Правила пользования учебниками для учащихся и родителей

  1. Учащиеся имеют право получать учебники, предусмотренные программами данной школы, во временное пользование из фонда библиотеки.
  2. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. Проблемы нехватки учебников решаются через обменно-резервный фонд школ района.
  3. Дидактические материалы к учебникам (рабочие тетради, контурные карты, атласы, задачники и т.п.) в фонде библиотеки не предусмотрены.
  4. Учащиеся не должны подписывать (ФИО, класс) каждый учебник, полученный  из фонда школьной библиотеки.
  5. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
  6. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.
  7. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде, по необходимости ремонтировать их.
  8. В случае порчи и утери учебников, возместить их новыми или равноценными по согласованию с заведующей библиотекой.
  9. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в конце учебного года,  (до летних каникул).
  10. Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения (до получения аттестата).
  11. Срок использования учебников, которые рассчитаны на два года или более, автоматически продляются.
  12. Учебники, имеющиеся в библиотеке в небольшом количестве экземпляров, на дом не выдаются, а используются для работы в читальном зале или выдаются на кабинет под ответственность учителя – предметника во временное пользование.
  13. Ответственность за сохранность школьных учебников несут как учащиеся, так их родители.

Учащиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать учебники перед получением документов.

свернуть

Развитие памяти дошкольника

Развитие памяти дошкольника

   Нередко родители и педагоги разви­вают у детей лишь механическую память: выучи наизусть стишок или песенку, не слишком задумываясь об их смысле, запомни цепочку никак не связан­ных друг с другом слов, вспомни, что было нарисовано на картинке...

   Освоивший эту нехитрую науку малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с програм­мой начальных классов. Но если школьное задание или жизненная ситуация требует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок те­ряется. И в средней школе, где одной лишь механической памяти недостаточно, вче­рашний отличник нередко пасует.

   В чем же дело? Вся беда в том, что у не­го не развита ассоциативная память: умение не просто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочис­ленные и разнородные связи между ними.

   Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малы­ша ассоциативную память. Веселые и не­сложные на первый взгляд игры активизи­руют одновременно несколько каналов вос­приятия: зрение, слух, осязание.

   Для занятий вам понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их не сложно. Потребуются картон, мех, лоскутки ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверх­ностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисо­вано соответствующее число кружочков.

   Сначала предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше опре­делений-прилагательных. Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последова­тельность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.

   Если у крохи возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите, на что она похожа? Дощечка с мехом может на­помнить котенка, шубу и даже газон с моло­дой травкой.

   Следующий этап работы - соотнесение тактильных ощущений с изображенными на картинках предметами. Дощечки расклады­ваются в определенном порядке, а над ни­ми - картинки с изображениями различных предметов. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, малыш устанавливает ассоциатив­ные связи.

   Например: картинка с изображением лисы, а под ней - дощечка с наклеенным мехом; картинка с изображением зеркала, а под ней - дощечка с наклеенной фольгой и т.д. Ребенок ощупывает дощечки и разгля­дывает картинки, стараясь запомнить их. За­тем картинки убираются и малыш должен вспомнить, какая картинка была над той или иной дощечкой. В работу включаются так­тильные ощущения: лиса такая же пушистая, как кусочек меха на дощечке; фольга такая же скользкая и гладкая, как зеркальная по­верхность и т.д.

   Далее задания усложняются. Картинки по ассоциациям меньше связаны с дощечка­ми, поэтому чтобы соотнести их и таким об­разом запомнить, придется подключить во­ображение.

   Например, картинка с изображением капли, а под ней - дощечка с наклеенной тканью. Необходимо придумать сюжет. Один из вариантов: «Мама выжимает мок­рую тряпку, и с нее падает большая капля». Представив себе этот образ, ребенок легко вспоминает картинку, которая была над данной дощечкой. Постепенно картинки вы­ключаются из работы. Малыш должен на­учиться на слух запоминать слова, ощупы­вая при этом дощечки. На одно слово соот­ветственно одна дощечка. Одновременно с этим ребенок устанавливает ассоциативные связи между словом и дощечкой. Затем он должен вспомнить слово, опираясь на так­тильные ощущения.

   Следующий этап еще более сложный. Подключается тактильная память, сформи­рованная на предыдущих занятиях. Ребенок смотрит на картинку и вспоминает ощуще­ния, которые возникали у него при ощупы­вании дощечек.

   Таким образом дети запоминают до­вольно длинный ряд слов, не связанных между собой по смыслу. При этом у них ак­тивизируется внимание и развивается сло­весно-логическое мышление. Ассоциатив­ные связи помогают вспомнить и восстано­вить цепочку слов, обогатить словарный за­пас, наполнить речь прилагательными.

ИГРА 1

Разложите дощечки по порядку от пер­вой до шестой номером вниз.

Дощечка №1

На нее наклеен кусочек натурального или искусственного меха.

Дощечка №2

На нее наклеена наждачная бумага.

Дощечка №3

На нее наклеена ткань типа байки или фланели.

Дощечка №4

На нее накапали расплавленный воск, который, застыв, образовал объемные капли.

Дощечка №5

На нее наклеены спички или маленькие палочки.

Дощечка №6

На нее наклеена фольга, целлофан или клеенка, главное, чтобы поверхность бы­ла гладкой.

 

Эти дощечки используются во всех играх.

Игра № 1

1.Малыш закрывает глаза и тщательно, неторопясь, ощупывает поверхность каж­дой дощечки, стараясь запомнить, каковы они на ощупь и в каком порядке лежат.

2.Тщательно перемешайте дощечки и пред­ложите ребенку, не открывая глаз, разло­жить их в прежнем порядке.

3.Вместе проверьте, правильно ли выпол­нено задание. Для этого дощечки нужноперевернуть номером вверх.

Игра N2

1.Предложите малышу взять дощечку №1,закрыть глаза и потрогать ее.

2.А теперь пусть он скажет, что ему напоми­нает эта дощечка, какая она. То же самое проделайте с остальными дощечками.

Игра№3

Давайте ребенку дощечки по одной и предлагайте ощупать их и нарисовать пред­меты, на которые они похожи. Для каждого рисунка берите отдельный лист бумаги.

Например:

дощечка №1 - кошка, шубка, травка-дощечка №2 - дорога, камень... дощечка №3 - платье, кофта, плюшевый мишка...

дощечка №4 - кочки, капли варенья, дождик...

дощечка №5 - забор, рельсы, шпалы... дощечка №6 - зеркало, ледяная горка, окно...

Игра №4

Повторите игру №1. Сравните результа­ты. Время от времени возвращайтесь к этой игре

Игра №5

1. Раскладывайте перед малышом по поряд­ку дощечки, а над ними - картинки с изо­бражениями:

•          лисы (зайца, кошки, газона...)       

  • облака (болота, капель ..)         
  • забора (шпал, перил, железнодорож­ного полотна...)
  • зеркала (окна, катка...)

2.Малыш смотрит на картинки и одновре­менно ощупывает дощечки, рассуждаяпримерно так: «Зеркало такое же гладкое, скользкое, прохладное».

3.Теперь уберите дощечки и предложите ребенку вспомнить, какая из них была первой, какая — второй и т.д.

Игра №6

Разложите дощечки по порядку, а над ними - картинки.

1.         Малыш разглядывает картинки и ощупывает дощечки, стараясь уловить между ни­
ми ассоциативную связь и запомнить ее.

Например:

  • Капля - ткань: когда выжимаю мокрую тряпку, с нее падает капля.
  • Ботинок-наждачная бумага: иду в бо­тинках по асфальту.
  • Платок - спички: платок висит на заборе.
    Обратите внимание! Смотреть можно только на картинку, а не на дощечку!

2.Малыш закрывает глаза и, ощупывая до­щечку, называет картинку.

3.С закрытыми глазами ребенок наугад вы­бирает дощечку и вспоминает соответ­ствующую ей картинку.

Игра №7

1.Разложите перед малышом ряд картинок.
Пусть рассмотрит их, пытаясь представить, каковы изображенные предметы на ощупь.

2.Уберите картинки. Задача ребенка – по памяти восстановить, в каком порядке они лежали. Количество картинок от игры к игре постепенно возрастает.

 

Игра №8

1.Ребенок раскладывает дощечки в любом порядке. Вы записываете номера дощечек
в том порядке, в каком их разложил ма­лыш.

2.Закрыв глаза, кроха ощупывает каждую дощечку, представляя себе образ и рас­сказывая о нем.

3.Перемешайте дощечки. Ребенок, вспом­нив образы и рассказы о них, восстанав­ливает ряд дощечек.

Игра N9

Предложите малышу разложить до­щечки, начиная с самой «неприятной». При этом пусть он опишет свои ощущения и по­пытается объяснить, чем эта дощечка непри­ятна. (Например, трогая дощечку №1, я вспоминаю собаку и расстраиваюсь, что мне ее не купили). Закончите ряд дощечкой, вызывающей самые приятные ощущения, объяснив их. (Например, трогая дощечку №2, я вспоминаю, что мне подарили вело­сипед, и я катаюсь на нем по дороге).

Игра№1О

1.Назовите ряд слов (не менее шести). Ма­лыш в это время ощупывает дощечки истроит ассоциативные связи.

2.Ребенок повторяет словесный ряд, ощу­пывая при этом дощечки (это помогает вспомнить слова).

Игра №11

1.Попросите малыша ощупать разные пред­меты.

2.Через некоторое время, скажем, на следу­ющий день, предложите ребенку вспом­нить, что именно он трогал, и рассказать о своих ощущениях. Например: диван мяг­кий; ручка от двери мягкая, холодная и твердая; стекло на окне скользкое, про­хладное и твердое и т.п.

Игра №12

1.Рассмотрите вместе с малышом картинку, где изображено много разных предме­тов, например лампа, стол, стакан с чаем, кактус, кресло, телевизор, тапочки, одеж­да, мокрые сапоги.

2.Попросите ответить на вопросы:

  • Какие предметы теплые, а какие - хо­лодные?
  • Какие предметы твердые, а какие -мягкие?
  • Какие предметы гладкие, шерохова­тые, колючие?

3.Уберите картинку и попросите ребенка вспомнить, опираясь на тактильную па­
мять, что на ней было изображено.

Если предложенные игры понравились вашему кребенку, вы вполне можете придумать свои, похожие. Единственное условие - что­бы соблюдался принцип ассоциатив­ной связи и игра проходила в весе­лой, доброжелательной атмосфере. Не скупитесь на похвалу и поощрения и не слишком переживайте   те из-за неудач!

свернуть